главная статьи видео вопросы
и ответы
закажи
диск
 

Гимнастика для ТЕЛА и УМА (Скамья)

Уже никого не удивляет и не возмущает, что сегодняшняя жизнь предъявляет повышенные требования к нашим детям. Многие малыши на год раньше садятся за парту, и это обстоятельство диктует иные темпы (высокие!) подготовки дошколёнка, формирования у него более зрелых стартовых умственных и физических способностей, умения сосредотачиваться, концентрировать внимание, удерживать и анализировать полученную информацию.
Для родителей вряд ли является секретом, что воспитание силы воли и самодисциплины - одни из сложнейших задач в развитии личности ребёнка, но без их решения всё равно не обойтись. Так же как и без формирования определённых физических качеств.
Вспомним высказывание Академика Н.Н. Амосова: "…Движение является первичным стимулом для ума ребёнка, …а так же средством общения с взрослыми…!"
Главная задача в физическом воспитании малыша 3-5 лет - освоение новых движений, развитие ловкости, совершенствование координации, и, конечно же, закрепление приобретённых навыков.
Занятия с детьми следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Оптимальный режим, обеспечивающий успешное продвижение вперёд - от 3-х до 5-ти раз в неделю. Ещё одно условие "учёбы в радость" - это игровые формы проведения занятий. Удержать желание малыша делать гимнастику вновь и вновь, и превратить двухдневный перерыв в занятиях в приятное ожидание новой игры - это уже творческий подход!
Такие простые хитрости.
Вот несколько универсальных советов по проведению занятий с малышами.
  • Прежде всего, покажите ребёнку сами, как выполняется упражнение: не спеша, акцентируя внимание на деталях, объясните доступным языком, а затем продемонстрируйте.
  • Упражнения должны быть понятны ребёнку, и содержать уже освоенные ранее движения.
  • Следите за правильным дыханием маленького гимнаста: дышать следует через нос, и не задерживать дыхание во время выполнения упражнения.
  • Избегайте однообразных и, в особенности, статических положений. По мере освоения новых движений, меняйте подбор упражнений, не позволяя малышу заскучать!
  • Лучше проводить занятия в виде подвижной сюжетной игры, включая в неё 3-5 упражнений имитационного характера.
  • Ситуационные задачи-игры также являются хорошей тренировкой для "юного мыслителя". Они развивают быстроту оценки ситуации и решения поставленной задачи при использовании приобретённых физических навыков в конкретных, заданных обстоятельствах.
    Существенное влияние на развитие двигательных навыков малыша оказывает включение в программу занятий прыжков. Во-первых, они неизменно любимы практически всеми без исключения детьми! А во-вторых, полезны: способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию мышц ног, спины и пресса, стимулируют выработку сложной координации при выполнении комбинированных движений.
    По-прежнему актуальный выбор.
    Одним из простейших тренажёров, удобным в освоении, интересным для детей младшего возраста, общедоступным и, увы, неоправданно забытым - является скамья. Данный гимнастический снаряд есть и в детских садах, и в провинциальных школах. Но среди обилия современного гимнастического оборудования она будто затерялась, ушла на дальний план, и всё реже используется педагогами по физическому воспитанию и специалистами ЛФК. Не смотря на сложившиеся обстоятельства, скамья может здорово пригодиться подрастающим малышам, и именно об этом мы хотим сегодня напомнить.
    Все неприятные инциденты, связанные с использованием скамьи или бревна при выполнении упражнений - не более чем следствие грубого нарушения техники безопасности (причём, подобная ошибка относится к использованию любого гимнастического оборудования: палок, мячей, гантелей, обручей, скакалок и пр.) Поэтому сразу акцентируем внимание на том, что присутствие взрослых при выполнении упражнений с использованием скамьи - обязательное условие безопасности ребёнка!

    Вот несколько упражнений с использованием скамьи, которые помогут маленькому гимнасту стать ловким и шустрым, сильным и целеустремлённым. Лучше, если ножки малыша будут босыми - это и требования безопасности, и профилактика плоскостопия одновременно.

    1) "Пройди по мостику" (по скамье). Руки в стороны, спинку выпрямить. Держим равновесие, не спешим!


    2) "Почтальон" (или "Вам посылка!", "Важное поручение"). Взрослый даёт ребёнку конвертик, игрушку или любой другой предмет, с просьбой, например, "отнести бабушке". Малыш с "посылочкой" переходит на другой конец скамьи, выполняя поручение.


    3) "Крокодильчик". Исходное положение - лёжа на животе, вдоль скамьи, ноги согнуты в коленях. Держась за боковую поверхность, подтягиваемся на одних руках - нужно проползти как можно дальше по скамье. Это не простое упражнение, но ведь укреплять плечевой пояс важно и мальчишкам, и девчонкам! Для усложнения задания - один край скамьи, до которого и нужно доползти, приподнимаем на 20 градусов.


    4) "Гусеница". И.п. - лёжа на спине, вдоль скамьи, выпрямленные руки "в замке" за головой. Первая часть движения - скользя босыми стопами по скамье, сгибаем ноги в коленях. Вторая часть - на выдохе отталкиваясь стопами, "ползём на спине" без помощи рук. Это движение может не получиться сразу. Но оно ценно тем, что в упражнении комплексно участвуют многие группы мышц, и требуется определённая тренировка для достижения цели.


    5) Подобное "Гусенице" упражнение: ползание по скамье на животе, с одновременным прокатом мяча по полу (по земле) - сначала с одной стороны, затем с другой. Свободная рука подтягивает тело, держась за боковую поверхность скамьи, помогая движению вперёд.


    6) "Медвежонок" (или "Мишка на дорожке"). Задача - пройти по скамье на ладошках и стопах, как медвежонок. Усложнить упражнение можно так: на равном расстоянии друг от друга положить палочки (веточки), и двигаться вперёд, переступая их и не сбивая. Самый простой вариант этого упражнения - пройти по скамье на четвереньках. Даже если вы уверены, что "медвежонок" удержит равновесие - будьте с ним рядом для страховки!



    7) "Воробушки". Запрыгиваем на скамью и спрыгиваем с неё! Можно во время выполнения упражнения помочь малышу пофантазировать - "запрыгнул воробей на скамью, поклевал зёрнышки и спрыгнул": вот уже и ролевая игра, где он чувствует себя "воробушком"! Важнейшее условие - абсолютная устойчивость вашего гимнастического снаряда! А так же присутствие взрослого: малыш в любой момент должен иметь возможность, оступившись, опереться о вас рукой (или вы должны успеть подхватить его). И не позволяйте ему запрыгивать на край скамьи.

    8) "Маятник". И.п. - сидя на скамье, руки на поясе. Перекидывание обеих ног вправо через скамью, затем влево. Следим за спиной - не позволяйте малышу сутулиться! Повторить 5-8 раз. Пусть потрудятся мышцы пресса!


    9) "Аист". И.п. - лёжа животом на скамье (поперёк), ноги в упоре, руки за головой. Опускаемся, а затем - на выдохе поднимаем корпуса, ноги при этом не сгибаем. Повторяем до 10 раз, укрепляя мышцы поясницы.


    10) "Сильные руки". И.п. - упор руками сзади о скамью. Выполняем сгибание/разгибание рук в упоре. Разгибаем руки на выдохе! Повторить упражнение следует столько раз, сколько получится. И даже если удаётся сделать для начала хоть пару раз - ваш "маленький гимнаст" уже молодец, похвалите его обязательно.

    11) Перешагнуть скамью (несколько раз, туда/обратно, в определённом темпе), перелезть через неё из положения лёжа (так же несколько раз)… Здесь вы можете выдумывать разнообразные задания для ребёнка, превращая их в маленькие приключения, соревнования со сверстниками, сочиняя и фантазирую в зависимости от возраста, увлечений ребёнка, вспоминая его любимые сказки и прочнее. Это уместно сделать тогда, когда начинает рассеиваться внимание и малыш элементарно устаёт. На этих весёлых нотках и завершайте занятие!

    А успешность выполнения упражнений на скамье может послужить одним из критериев для оценки физического развития вашего малыша. Помните лишь, что не постановка рекордов прибавляет здоровье ребёнку, а регулярность занятий и грамотное выполнение движений.

    Воробьёва Виктория, врач,
    специалист по физической реабилитации.
    Степанова Ирина, педагог,
    инструктор-методист

    Яндекс.Метрика