главная статьи видео вопросы
и ответы
закажи
диск
 

Руководство к размышлению для любящих родителей

Детям школьного возраста, как правило, не знакомо всерьёз чувство боли в спине или суставах. И лишь неоднократно появляющаяся у ребёнка усталость, головные боли и снижение успеваемости в школе заставляет родителей задуматься о том, что пора бы посетить врача и получить необходимые рекомендации.
К сожалению, экономические и бытовые проблемы сегодня отвлекают родителей от факта осознания неправильного образа жизни, который ведут их дети. В связи с этим разбалансированный и непродуманный режим учёбы, активного отдыха и достаточного сна наших детей оставляет желать лучшего.
Причин, по которым в жизнь ребёнка вошли такие недетские диагнозы как "переутомление", "синдром хронической усталости", "синдром вегетативной дисфункции", "сколиоз", "головные боли напряжения" и "мигрень" - множество. Но все они являются звеньями одной цепочки, ведущей общество в недалёком будущем к такой глобальной проблеме как "слабое поколение".

Есть важные составляющие в жизни современного школьника, которые даже при желании обойти невозможно:
    а) насыщенность школьной программы
    Если мы хотим дать детям полноценное образование, не стоит критиковать педагогов, которые нагружают их знаниями - целесообразнее научить ребёнка правильно планировать свой рабочий день!
    б) персональный компьютер
    Умение использовать персональный компьютер в учёбе и работе - обязательный атрибут современного человека!… Но заменять пребывание на свежем воздухе 3-х часовым сидением перед монитором, да ещё и с сутулой спиной - это недопустимая жертва техническому прогрессу.
    в) часто неполноценные уроки физкультуры в школе
Профессионально грамотное построение урока физкультуры - залог продуктивных занятий, которые не только не нанесут вреда здоровью детей, но и укрепят его.
Зачастую учителя физкультуры не имеют необходимых знаний по физиологии и анатомии детского организма, особенностям роста и развития в различных возрастных группах. А также не имеют практики по грамотному построению урока как тренировки.
И, увы, среди учителей физкультуры сегодня не часто можно встретить мужчин…(причина, конечно, экономического характера). А это важный психологический аспект, о котором тоже нельзя забывать.

Но есть обидные и совершенно недопустимые просчёты в работе с детьми школьного возраста, исправить которые можно и нужно. А ещё лучше - вовремя.
Одним из таких упущений является нерациональное использование свободного времени, в связи с чем уменьшается и время ночного сна, необходимого для восстановления сил. Не выспавшиеся дети встречают утро в негативном психо-эмоциональном состоянии, чувство "разбитости" заменяет радость от вновь наступившего дня…
Помогая детям правильно спланировать свой день, мы приучаем их выделять время для регулярных занятий здоровьем - бассейн, спортивные секции, тренажёрные залы, гимнастика, и т.п. Мало того - это должно постепенно стать образом жизни, потребностью, удовольствием! Здесь никак не обойтись без психологической поддержки родителей, т.к. дети в силу своего малого и безоблачного жизненного опыта не в состоянии увидеть в гиподинамии своего врага. И нелогично ставить им это в вину. Но, научив детей, родителям тоже полезно пересмотреть свой образ жизни и поразмышлять о режиме сна и отдыха. А гимнастический или тренажёрный зал - места не для ленивых! Наше здоровье ещё потребуется детям, мы обязаны его беречь - это атрибут внутренней культуры.

К сожалению, всё ещё имеет место невнимание к гиподинамии со стороны педиатров: многие проблемы со здоровьем не рассматриваются как неизбежное следствие этого современного "монстра". Пищевые добавки - хорошая и разумная вещь… Но широкое их распространение районными врачами, назойливые рекомендации по приобретению, порой без убедительной мотивации - лишь настораживают, отвлекая от настоящих проблем. Разумнее выделить время для разговора с родителями о необходимости регулярно делать гимнастику, посещать бассейн и т.д. Что получаем мы при пересечении всех факторов и причин, влияющих на здоровье наших детей и в совокупности называющихся "гиподинамия"? Мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем и, как следствие, - маячащие в недалёком будущем глобальные проблемы со здоровьем. Врачи-педиатры не имеют права забывать, что за счёт прекрасных компенсаторных механизмов детский организм значительно дольше не подаёт тревожных сигналов с просьбами о помощи…
Неполноценное питание - тоже немаловажная проблема для молодого растущего организма. Если ваш ребёнок ест дорогие продукты, это ещё не означает, что они ему полезны. Питание должно быть сбалансированным! Растущий организм нуждается в этом больше, чем организм взрослого человека - последствия ошибок различны… Например, уже к 18 годам в организме вашего ребёнка находится ровно столько кальция, сколько он возьмёт с собой "в дорогу". А после 30-летнего возраста этот запас станет убывать… Сколько ребёнок успел "запасти" кальция? - зависит от родителей. И такая проблема как "остеопороз" вряд ли рано побеспокоит вашего ребёнка, если с раннего детства он получал продукты, богатые этим важнейшим микроэлементом. В настоящее время можно без проблем найти специалиста по питанию, который ответит на волнующие вас вопросы - надо только захотеть вовремя их решить.
В настоящее время существует ряд спортивных клубов и фитнес центров, которые помогают следить за своим телом и здоровьем. Но к сожалению еще актуальным остается отсутствие специалистов по работе с детьми школьного возраста. Девчонкам и мальчишкам сегодня нужна помощь в создании тела гармонично крепкого и здорового, а не программа-"качалка", направленная на подкормку бицепса или уменьшение объёма бёдер. Родители, которые берут семейные абонементы на регулярное посещение спортзалов, должны знать, что программа занятий для них и для их ребёнка - это разные вещи: последствия ошибок несравнимо различны… И составлять эти программы нужно после осмотра врача-кинезотерапевта, знающего особенности растущего организма и имеющего соответствующий опыт работы с дальнейшими занятиями под его контролем. В идеале - в каждом спортивном клубе или спортзале подобные специалисты должны стать необходимой штатной единицей. И быть для этого просто врачом ЛФК - мало: очень мало для того, чтобы не бояться работать с детьми, имеющими реальные проблемы со здоровьем. Традиционная ЛФК на сегодняшний день - это хрестоматийная база для думающих врачей, но не руководство к действию, т.к. эффекта от столь щадящей терапии приходится ждать довольно долго. А то и вообще надежда на выздоровлении растворяется во времени… К тому же инструкторский состав спортзалов редко бывает реально знаком с огромным разнообразием функциональных отклонений у современных подростков. Поэтому скоординированная работа команды "Врач + Инструктор", основанная на опыте, взаимопонимании и достаточно радикальном мышлении - это залог успеха!
Скорее всего, для вас уже является очевидным, что убедить ребёнка в возрасте 7-14 лет регулярно посещать тренажёрный зал (не реже 3-х раз в неделю) - достаточно трудно в силу многих причин! Хорошо, если у родителей это получилось... Ещё лучше - если в тренажерный зал отправляется дружно всё семейство! Взаимная психологическая поддержка - драгоценный фактор и вознаграждение за Труд человека ради самого себя.
Если по каким-то причинам ваш ребёнок не может посещать тренажёрный зал - ведите его в бассейн: пусть он начинает именно там воспитывать в себе "плодотворное упрямство".
Если не бассейн - начните с гимнастических комплексов, выполняемых дома с применением современного гимнастического оборудования - амортизаторы, мячи, гантели, турник…
Обратитесь к специалистам, чтобы они заинтересовали ребёнка формой ведения занятий, включили здоровый азарт. От того, каким будет "старт" зависит не малое - желание заниматься собой когда ребёнок начинает себя уважать за реальные результаты! Ну, а ваша гордость за него - вообще без комментариев …


Воробьёва Виктория, врач,
специалист по физической реабилитации.
Степанова Ирина, педагог,
инструктор-методист

Яндекс.Метрика