главная статьи видео вопросы
и ответы
закажи
диск
 

Профилактика ПЛОСКОСТОПИЯ (МАМА + МАЛЫШ)

Очень часто мамы дошкольников задают вопрос: как предупредить развитие плоскостопия у ребёнка?...
По своему строению человеческая стопа уникальна. Своды стопы, амортизируя и распределяя нагрузки в продольном и поперечном направлениях, выдерживают серьёзные воздействия в самых различных ситуациях, защищая позвоночник и организм в целом от разрушающих последствий. Надёжность сводов стопы обеспечивается такими структурными единицами, как кости, связки и мышцы.
Спровоцировать развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего, факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы:
  • избыточный вес
  • ношение неудобной обуви
  • травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, подвывихи, переломы)
  • некоторые врождённые состояния (косолапость)
  • тяжёлые инфекции (например, полиомиелит)
  • нерациональные нагрузки (неграмотное построение спортивных тренировок в раннем возрасте)
Но каждая мама имеет силы и возможности предупредить встречу с недугом. Недугом мы назвали ПЛОСКОСТОПИЕ не случайно. Именно оно создаёт благоприятные условия для появления в будущем таких проблем, как боли в спине или головные боли.
Кстати, и самой Молодой Маме следует помнить, что после беременности у неё, как правило, ослаблены мышечно-связочные структуры стопы. И они требуют внимания к себе, подавая сигналы: примеряя обувь в магазине, вы обнаруживаете, что стопа стала на целый размер больше (подтверждение уплощения сводов стопы).
Напоминаем молодым мамам, что детская стопа - это ещё не до конца сформировавшаяся структура. И то, как она будет развиваться, зависит от многих факторов.
"ПРАВИЛЬНЫЕ" или "МОДНЫЕ" ТУФЕЛЬКИ?
Ношение неправильно выбранной обуви может спровоцировать развитие деформаций стопы, особенно в периоды роста. Поэтому старайтесь выбирать туфельки и ботиночки по принципу "удобно и качественно". Модные и красивые модели, к сожалению, не всегда отвечают данному требованию. Учатся ходить малыши в ботиночках - важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава. Первые "домашние ботиночки" должны быть мягкие - из натуральной кожи или нубука, и иметь минимальное количество внутренних швов. Желательна частично перфорированная поверхность, чтобы ноги могли "дышать". Стелька в качественной обуви, как правило, сделана из натуральных материалов, и ни в коем случае не окрашивает носочки или колготки, а подошва обуви не скользит! Помните, что хождение во влажных туфельках или тапках - залог предстоящей встречи с грибковыми заболеваниями кожи стоп и ногтей.
Ношение тесной обуви ведёт к нарушению кровоснабжения стоп, затруднённому венозному и лимфатическому оттоку. Длительное невнимание родителей к подросшей стопе, в результате чего она продолжительное время упирается в носок обуви, приводит к деформации пальчиков. При примерке обуви надо учитывать, что стопа в ходьбе ведёт себя динамично, т.е. немного увеличивается размер, поэтому пальчики не должны упираться в "носик". Конечно, обувь для детей всегда покупается "на вырост", с запасом, но с разумным запасом, не мешающим ребёнку ходить - около 1,5 см от кончика пальцев до носка обуви.
Теперь обратим внимание на супинаторы - приспособление для коррекции и заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь, или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе "плоскостопие" и серьёзных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине, ношение супинаторов-вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда. Но вполне целесообразно и временное применение ортезов для коррекции незначительных отклонений от нормы: обычно детям назначается ношение обуви со специальными стельками до нескольких часов в день на определённый период лечения. При постоянном, без объективной необходимости, применении стелек-вкладышей своды стопы становятся "избалованными" и перестают самостоятельно и достойно выполнять свои функциональные обязанности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, или - ИГРАЕМ ВМЕСТЕ!
Не только "правильная" обувь заботится о формировании здоровой стопы. Выполнение специальных лечебно-профилактических упражнений, которые обычно назначает врач, существенно помогает предупредить развитие ранних деформаций.
Но - даже играя вместе, мама и малыш могут позаботиться о здоровье!
Сначала сделаем разминку для ножек на 3 минутки…
Сидя на полу на коврике, выполним несколько простых движений (по 4-8 повторений каждое):
  • В положении сидя: пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
  • Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают, а на левой отдыхают, и наоборот.
  • Опираемся на руки сзади, чуть сгибая их в локтях, корпус отклоняем немного назад: на выдохе подтягиваем согнутые в коленях ноги к груди, затем выпрямленные ноги опускаем на пол.
Комплекс игровых упражнений для Мам и для Малышей 3-5 лет.
1) "ВЕЛОСИПЕДИСТЫ" (или "ПОЕХАЛИ!"). Садимся на коврик, мама и ребёнок напротив друг друга, упор ногами "стопа в стопу", опора на руки сзади. Поднимая поочерёдно ноги (движение коленей к себе/от себя), имитируем шаги или езду на велосипеде (как бы работая педалями). Сначала учитесь "шагать" и "ехать" в медленном темпе! Во время выполнения упражнения пальчики ног и пяточки малыша прижаты к стопе мамы.

2) "ЗОЛУШКА". Кто быстрее выполнит задание - мама или малыш? Рассыплем на полу горох, пуговицы, карандаши и прочие разнообразные мелочи, и попробуем их собрать в коробочку пальчиками ног. И договоримся - руками не помогать! Поочерёдно работаем каждой стопой. Сидеть можно как на полу, так и на невысоком стульчике или пуфике. Всё собрано? Тогда пора расслабить лапки, повторив упражнения из разминки, или просто встать и побегать.


3) "БАЛЕТ". Теперь мы - перед зеркалом, или друг напротив друга. Поднимаемся высоко на носочки, правая и левая пяточки почти соприкасаются. Несколько раз повторяем это движение. Затем делаем шажки вправо/влево, вращаемся вокруг своей оси, также переступая на носочках. Мама начинает движения, а малыш за ней повторяет. Спинку держим ровно, подбородок не опускаем, взгляд в зеркало или друг на друга. Можно придерживать малыша за ладошку.


4) "ПИСЬМО". Передаём друг другу конвертик (сложенный лист бумаги), захватывая его первым и вторым пальчиками ног (правой/левой поочерёдно). Просто и весело, и можно пригласить поиграть в эту игру папу.


5) "ЛАСТОЧКА" (для детей 4-5 лет). Мама и малыш выполняют упражнение "ласточка"… Исходное положение - стоя на одной ноге, руки разводим в стороны. Свободная нога находится приблизительно на одной линии с выпрямленной спинкой, опорную ногу не сгибать в колене (под коленом возможно ощущение натяжения), и - смотрим вперед! Нужно научить ребёнка удерживать баланс в этом положении: как на правой, так и на левой ножке. Как только малыш станет успешно выполнять упражнение, усложним задачу: в положении "ласточка", отрывая от пола пятку, медленно приподнимаемся на носочек и вновь опускаемся на полную стопу.


6) "ПИРАМИДКА". А теперь мы - строители! Сидим на коврике, опора руками сзади. Непривычное задание даётся лапкам - собираем пирамидку или башенку: обхватывая стопами кубики, сооружаем простую фигурку. Малыш и мама выкладывают "кирпичики" по очереди. В игре принимают участие мышцы пресса! Если ножки устали - нужно встать и походить 1 минутку по комнате, опираясь на внутренние края стоп.
Ну а когда к вашему малышу в гости пришли друзья, можно поиграть в "ФУТБОЛ" (для игры потребуется небольшой мячик, ~ 10 см в диаметре). "Футболисты" садятся на коврик, напротив друг друга, на расстоянии не более 1 м, опора сзади на руки. Один другому подкатывает стопой мячик. Второй участник в свою очередь тормозит мяч лапкой, и подкатывает его третьему "футболисту" (или маме, участвующей в игре) без помощи рук, работая то правой, то левой стопой. Конечно, никаких резких ударов по мячу не должно быть - объясните это малышам до начала игры!


Воробьёва Виктория, врач,
специалист по физической реабилитации.
Степанова Ирина, педагог,
инструктор-методист

Яндекс.Метрика